Салафия Истина
О те
,
которые уверовали

Суббота, 20.04.2024, 01:12

Вы вошли как Гость  | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Биография Ученных

Мухаммад ибн Салих аль-Усеймин

Родословная, дата и место рождения шейха
Полное имя шейха – Абу Абдуллах Мухаммад ибн Салих ибн Мухаммад ибн Сулейман ибн Абдуррахман ибн Усман ибн Абдуллах ибн Абдуррахман ибн Ахмад ибн Мукбиль аль-Вухайби ат-Тамими. 
Нисбу "аль-Усеймин" он унаследовал от своего прапрадеда Усмана, которого люди прозвали Усеймин. 
Шейх родился ночью 27 рамадана 1347 года хиджры (9 марта 1929 г.)* в городе Унейза (провинция Эль-Касим, Саудовская Аравия).

Детство и начальное образование шейха
Будущий ученый родился в религиозной семье среднего достатка. Его отец занимался торговлей, часто отлучаясь по коммерческим делам в Эр-Рияд. Поэтому по поручению отца начальным образованием мальчика занимался его дед со стороны матери - Абдуррахман ибн Сулейман Аль Дамиг, который обучал внука Корану. После этого он пошел в начальную школу к Абдулазизу ибн Салиху Аль Дамигу, где обучился грамоте, азам арифметики и литературы. 
Затем мальчик стал посещать школу Али ибн Абдуллаха аш-Шухейтана - знатока Книги Аллаха, который был слепым - и под его руководством выучил наизусть весь Коран за шесть месяцев. Заметив незаурядные способности сына к учебе, отец решил поставить его на стезю приобретения шариатских знаний.

Религиозное образование шейха 
В это время в соборной мечети аль-Кабир г. Унейза преподавал шейх Абдуррахман ибн Насир ас-Саади *Абдуррахман ибн Насир ас-Саади (1307-1376 гг. хиджры/1889-1957) - выдающийся ученый, знаток исламского права и толкователь Корана. Автор множества книг. Один из самых известных его трудов — многотомный тафсир «Тайсир аль-Карим ар-Рахман фи тафсир калам аль-Маннан», известный на русском языке под названием «Толкование Священного Корана. Облегчение от Великодушного и Милостивого». Прежде чем посещать занятия в качестве его учеников, студенты должны были пройти начальный курс обучения у одного из двух лучших учеников шейха, которых он назначил для этой цели. Первым из них был шейх Мухаммад ибн Абдулазиз аль-Мутавви’, а вторым - Али ас-Салихи. 
Юноша присоединился к кружку Мухаммада ибн Абдулазиза аль-Мутавви’, где он получил знания в вопросах единобожия, фикха и грамматики арабского языка *.У шейха Мухаммада ибн Абдулазиза аль-Мутавви’ юноша изучил краткое изложение книги “аль-Акыда аль-Уасития”, которое было составлено шейхомАбдуррахманом ас-Саади на основе известного труда шейх аль-Ислама Ибн Таймийи, “Минхадж ас-саликин фи-ль-фикх” Абдуррахмана ас-Саади, а также труды по грамматике для начинающих: “аль-Аджуррумия” и “аль-Альфия”.

Затем в возрасте 13 лет Ибн аль-Усеймин начал посещать занятия своего шейха Абдуррахмана ибн Насира ас-Саади, у которого он изучал единобожие, толкование Корана, науку о хадисах, фикх и его основы, жизнеописание пророка, наследственное право и синтаксис. Занимаясь в научном кружке шейха, юноша выучил наизусть тексты (матн) по вышеперечисленным наукам *. Шейх Абдуллах аль-Бассам (член Совета крупных ученых Саудовской Аравии, умер в 1413 году хиджры (1992 г.) рассказал, что он учился с шейхом аль-Усеймином у шейха Абдуррахмана ас-Саади на протяжении десяти лет. Отметив выдающиеся способности шейха аль-Усеймина к шариатским наукам, он поведал, что выучил вместе с ним наизусть много текстов, в том числе: "Булуг аль-Марам" Ибн Хаджара, "Умдат аль-Ахкам" Абдулгани аль-Макдиси, "Заад аль-Мустакни" Мусы аль-Хаджави, "аль-Альфия" Ибн Малика, "аль-Катар" Ибн Хишама и другие книги. Они читали друг другу эти тексты по памяти для повторения после предвечерней молитвы и по вечерам, когда не было уроков у шейха ас-Саади, а также читали друг другу Коран, соблюдая правила таджвида. И все это продолжалось в течение десяти лет. ("аль-Джами ли-хаят аль-‘алляма Мухаммад бни Салих аль-Усеймин ("Общее жизнеописание великого ученого Мухаммада ибн Салиха аль-Усеймина"),стр. 65).

Шейх Абдуррахман ибн Насир ас-Саади по праву считается самым главным учителем Ибн аль-Усеймина, ибо он оказал на него наибольшее влияние: именно от него будущий ученый получил основные знания по исламским наукам, научился правилам приведения доказательств из Корана и Сунны, перенял педагогические навыки, воспринял методологию следования за шариатскими доводами *.Сообщается, что Ибн аль-Усеймин повсюду сопровождал пешком шейха Абдуррахмана ас-Саади, куда бы того ни приглашали. По дороге он задавал вопросы своему учителю. Когда же они доходили до места назначения, юноша возвращался обратно, а шейх ас-Саади входил туда, куда его позвали. ("Сафахат мушрика мин хаят аль-имам Мухаммад бни Салих аль-Усеймин" ("Лучезарные страницы из жизни имама Мухаммада ибн Салиха аль-Усеймина"), стр. 161).


Кроме того, Ибн аль-Усеймин не упускал возможность получать знания и у других ученых, считавшихся крупными специалистами в своей области и проживавшие в Унейзе. Например, когда Абдуррахман ибн Али ибн Аудан занимал должность шариатского судьи города, Ибн аль-Усеймин изучал у него принципы наследственного права, а когда в Унейзе учительствовал шейх Абдурраззак Афифи, он углублял у него свои знания по грамматике и риторике *. С ранних лет шейх Ибн аль-Усеймин отличался завидным упорством в требовании шариатских знаний. Некоторые члены семьи шейха Абдуллаха ибн Мухаммада ал-Мани (шариатский судья Унейзы до 1360 года хиджры (1941 г.) рассказывали, что “ежедневно рано утром юноша приходил к ним домой с бумагой для записей и книгами. Он стучал в дверь, приветствовал домочадцев шейха и просил у них разрешения подняться в библиотеку. Пробыв там до полудня, он спускался, приветствовал семью шейха и уходил. При чем в то время он еще даже не достиг совершеннолетия”. ("ад-Дурр ас-самин фи тарджама факих аль-умма аль-‘алляма Ибн Усеймин". ("Драгоценные жемчужины из биографии факиха уммы и великого ученого ибн аль-Усеймина"), стр. 24).

После того, как в Эр-Рияде был открыт Научно-исследовательский институт по шариатским наукам, выдающийся ученик шейха ас-Саади - Али ас-Салихи - посоветовал молодому человеку поступить туда. Получив разрешение от своего учителя Абдуррахмана ас-Саади, Ибн аль-Усеймин отправился в столицу и поступил в институт в 1372 году хиджры (1952 г.). 
В течение двух лет он обучался у видных богословов, среди которых следует выделить знаменитого толкователя Корана Мухаммада аль-Амина аш-Шинкити *, выдающегося факиха Абдулазиза ибн Насира ибн Рашида и знатока хадисов Абдуррахмана аль-Ифрики. Мухаммад аль-Амин аш-Шинкити (1325-1393 гг. хиджры/1905-1974) - выдающийся ученый из Мавритании, автор знаменитого тафсира "Адва аль-байян фи идах аль-Куран би-ль-Куран" ("Свет разъяснения об истолковании Корана Кораном"). Поучительную историю о первой встрече с аш-Шинкити рассказал сам шейхИбн аль-Усеймин: "В ту пору мы были студентами в Научном институте Эр-Рияда. Сидим мы в классе, как вдруг к нам входит шейх. Как только я увидел его, то сказал про себя: "Чему нас может научить этот бедуин?". Дело в том, что он был одет в потрепанную и простую одежду, на которой не было заметно никаких следов почета. И из-за этого шейх как-то сразу упал в наших глазах. Я даже подумал: "Стоило ли уезжать от шейха ас-Саади для того, чтобы сидеть перед этим бедуином?!". Но едва аш-Шинкити начал свой урок, как на нас сразу же посыпались жемчужные россыпи его знаний, подобные морской бездне. И в тот момент все мы осознали, что находимся перед одним из самых великих и выдающихся ученых мира. Мы извлекли огромную пользу из его знаний, свойств характера, нравственных качеств, богобоязненности и равнодушия к мирским благам". ("Общее жизнеописание великого ученого Мухаммада ибн Салиха аль-Усеймина", стр. 49).Во время своего обучения Ибн аль-Усеймин познакомился с будущим муфтием Саудовской Аравии Абдулазизом ибн Базом. Он изучал у него в мечети "Сахих" аль-Бухари и труды Ибн Теймийи. Кроме того, от Ибн База он перенял знания по хадисоведению, воззрениям ученых различных мазхабов и сравнительному фикху. 
По этой причине шейх Абдулазиз ибн Баз считается вторым наставником, который в наибольшей степени способствовал становлению Ибн аль-Усейминакак ученого. 
Окончив экстерном институт в 1374 году хиджры (1954г.), Ибн аль-Усеймин возвратился в Унейзу, где продолжил обучение у своего шейхаАбдуррахмана ас-Саади. Одновременно он заочно учился в местном филиале Исламского университета имени имама Мухаммада ибн Сауда на факультете Шариата, пока не получил диплом о высшем образовании в 1377 году хиджры (1957 г.).Преподавательская деятельность шейха
По настоянию шейха Абдуррахмана ас-Саади, который заметил в своем ученике научный талант и педагогический дар, в 1371 году хиджры (1951 г.) шейхИбн аль-Усеймин начал давать первые уроки в соборной мечети аль-Кабир г. Унейза. 
Окончив Научно-исследовательский институт по шариатским наукам в Эр-Рияде в 1374 году хиджры (1954 г.), шейх стал давать регулярные уроки в мечети аль-Кабир, а также был назначен на должность преподавателя в научном институте Унейзы, где он работал до конца 1397 года хиджры (1977 г). 
С 1398 года хиджры (1978 г.) он стал читать лекции на факультетах Шариата и основ религии в местном филиале Исламского университета имени имама Мухаммада ибн Сауда, преподавая там до конца жизни.
В четверг 23 числа месяца джумада аль-ахира 1376 года хиджры (24 января 1957 г.) мусульманский мир постигла тяжелая утрата: скончался шейхАбдуррахман ас-Саади. Погребальную молитву по нему совершил шейх Абдуллах аль-Бассам. Он же провел с людьми и пятничную молитву, а также пять молитв в субботу. 
В воскресенье главный шариатский судья Унейзы Мухаммад ибн Абдулазиз аль-Мутавви’ попросил 29-летнего шейха Ибн аль-Усеймина занять должность имама-хатыба в мечети аль-Кабир и стать преподавателем вместо шейха ас-Саади. Предложение шариатского судьи поддержал губернатор провинции Эль-Касим и другие высокопоставленные лица города. 
Шейх Ибн аль-Усеймин согласился. В тот же день он провел свою первую полуденную молитву в качестве имама мечети аль-Кабир и стал совмещать обязанности имам-хатыба * с преподаванием в Национальной библиотеке Унейзы при той же мечети, основанной шейхом ас-Саади в 1359 году хиджры (1940 г.). Последнюю в своей жизни пятничную хутбу шейх провел 30 раджаба 1421 года хиджры (29 октября 2000 г.). Таким образом за свою жизнь шейх прочитал около 2500 пятничных проповедей. ("Общее жизнеописание великого ученого Мухаммада ибн Салиха аль-Усеймина", стр. 177-178).

После этого шейх Ибн аль-Усеймин не прерывал преподавательскую деятельность в мечети аль-Кабир вплоть до своей смерти. 
Примечательно, что шейх преподавал не только в своей мечети. В 1390 году хиджры (1970 г.) на месте глинобитной мечети ад-Дали’а была построена новая мечеть. Джамаат этой мечети обратился с просьбой к шейху Ибн аль-Усеймину выделить время для уроков в их мечети. Шейх не отказал, и на протяжении последующих шестнадцати лет по воскресеньям и вторникам, после проведения закатной молитвы в своей мечети, он шел пешком около километра в мечеть ад-Дали’а, где преподавал "Заад аль-Мустакни", "Булуг аль-Марам" и "ар-Рахабийя" (поэма о правилах разделения наследства).
Количество учеников шейха Ибн аль-Усеймина постепенно росло. В результате библиотека при мечети аль-Кабир уже была не в состоянии вмещать всех студентов. Это обстоятельство вынудило шейха перенести занятия в саму мечеть. Студенты как из других городов Саудовской Аравии, так и из разных уголков мира стали приезжать в Унейзу для получения у шейха фундаментальных знаний о религии. При чем они приезжали именно в качестве студентов для полноценного обучения, а не вольнослушателей. 
Во время одного из визитов короля Саудовской Аравии Халеда ибн Абдулазиза ас-Сауда в соборную мечеть Унейзы ему сообщили о студентах, приезжавших в город для обучения у шейха Ибн аль-Усеймина. Тогда король приказал возвести рядом с мечетью здание и передать его студентам в качестве уакфа. После постройки здания оно стало студенческим общежитием, и в него переехала научная библиотека при мечети Унейзы.

Шейх Ибн аль-Усеймин обладал собственной уникальной методикой преподавания, которая может быть подытожена в следующих пунктах:
1. Заучивание текстов наизусть. 
Он уделял этому повышенное внимание. Согласно разработанной шейхом программе обучения все студенты должны были выучить наизусть следующие тексты: 
(1). Священный Коран. Если студент не знал Коран наизусть, то он должен был выучить те аяты, тафсир которых был пройден на уроке шейха.
(2). Вероубеждение: тексты (матн) "Китаб ат-таухид" ат-Тамими, "ад-Дуррат аль-мудыйя" ас-Саффарини (поэма, 210 стихов), "аль-Акыда аль-Уасития" Ибн Таймийи, "Мимийя" Ибн аль-Каййима (поэма, 198 стиха).
(3). Терминология хадисов: "Нухбат аль-фикр" Ибн Хаджара, "аль-Байкуния" аль-Байкуни (поэма, 34 стиха).
(4). Хадисы: "Булуг аль-Марам" Ибн Хаджара (1569 хадисов).
(5). Фикх: "Заад аль-Мустакни" аль-Хаджауи, "Умдат аль-Ахкам" Абдулгани аль-Макдиси, "аль-Бурхания" Мухаммада аль-Бурхани (поэма)
(6). Основы фикха: "аль-Уаракат" аль-Джууейни (поэма), "Манзума усуль аль-фикх" (составил сам шейх Ибн аль-Усеймин, поэма, 103 стиха). 
(7). Грамматика арабского языка: “аль-Аджуррумия” Ибн Аджуррума (проза и поэма), “аль-Альфия” Ибн Малика (поэма). 
Таков перечень основных книг, которые шейх требовал от своих студентов выучить наизусть. Если студент не выучивал заданный текст, шейх выказывал ему свое порицание. В результате ученики шейха выучили под его руководством многие тексты по различным шариатским дисциплинам.
2. Повторение пройденного материала.
Шейх задавал ученикам вопросы по материалу прошлого урока, чтобы проверить насколько хорошо они выучили текст и уяснили комментарий к нему, а также подготовить к восприятию новой информации. 
3. Разъяснение своих комментариев. 
Шейх использовал различные средства, чтобы его объяснение поняли все студенты, особенно только вставшие на путь требования шариатских знаний. Он изъяснялся простым языком, приводил примеры, разбивал целое на части, проводил параллели из жизни. 
4. Обсуждение пройденной главы либо книги. 
Закончив комментарии какого-либо раздела или всей книги, шейх проверял ее знание учениками, задавал по ней вопросы, обсуждал неясные моменты. 
5. Использование поучительных историй. 
На своих уроках шейх требовал от студентов постоянного внимания и концентрации. В то же время, если он видел, что студент устал, отвлекается или рассеян, он тут же обращался к нему с вопросом, который только что был пройден, или рассказывал какую-либо поучительную историю по теме *. 

В этой связи показательна следующая история. "Во времена, когда мечеть была еще глинобитной, шейх проводил уроки на крыше. Когда он садился, солнечный свет падал на него сверху, и вокруг освещения собирались ящерицы и прочая живность. Возможно, это отвлекло одного из студентов от урока, и он стал поглядывать на ящериц и насекомых. Заметив это, шейх решил тут же рассказать одну историю из жизни Абдуррахмана ас-Саади: "Один студент присутствовал на уроке нашего шейха Абдуррахмана ас-Саади, да будет милостив к нему Аллах, и отвлекся во время него, став засматриваться на каких-то птиц, летавших в небе. Тогда наш шейх сказал ему: "Охотиться за шариатскими знаниями лучше, чем охотиться за птицами". ("Общее жизнеописание великого ученого Мухаммада ибн Салиха аль-Усеймина ", стр. 62).


6. Подробное разъяснение аята либо хадиса. 
При необходимости шейх во всех подробностях разъяснял аят либо хадис по рассматриваемому вопросу, поскольку в основе каждого из них лежал соответствующий шариатский довод. 
7. Время для вопросов. 
За пять минут до окончания занятия любой студент мог задать вопрос по прослушанному уроку, который у него мог возникнуть *.

На уроки шейха могли приходить и женщины, которым было выделено специальное помещение, отдельное от мужчин. Если какая-нибудь женщина хотела задать вопрос шейху по уроку, то она могла сделать это по телефону в конце занятия. ("Общее жизнеописание великого ученого Мухаммада ибн Салиха аль-Усеймина ", стр. 53).


8. Повышенное внимание к новым студентам. 
Шейх уделял особое внимание тем ученикам, которые только начали требовать шариатское знание, дабы привить в них любовь к исламским наукам. Он давал им задание подготовить доклад по какой-либо теме, зная, что они еще не способны на это, однако делая это с той целью, чтобы они искали научные источники, "привязывались" к трудам по Шариату, получали навыки исследовательской работы.
9. Нравственное воспитание. Шейх отводил важную роль нравам своих учеников *.

Шейх тщательно следил, чтобы студенты следовали Сунне и не делали в ней упущений. Если какой-нибудь студент не приветствовал другого человека салямом или не отвечал на салям, шейх гневался и тут же напоминал на своем собрании о необходимости приветствовать и отвечать на приветствие, не называя конкретных имен студентов, допустивших халатность. Если же студенты приходили в мечеть на занятия, громко разговаривая, то он тут же говорил: "Пророк, мир ему и благословения Аллаха, запретил сподвижникам громко читать Коран в мечети, сказав: "Каждый из вас ведет тайную беседу со своим Господом" (т.е. молится – прим. Д.Х.). Так если он запретил повышать голос, читая самую Благословенную Речь, то тем более этот запрет касается вашей речи!". Шейх постоянно напоминал ученикам, что студенты, требующие исламское знание, должны быть образцом для подражания в выполнении шариатских обязанностей (ваджибат) и рекомендуемых действий (сунан). ("Общее жизнеописание великого ученого Мухаммада ибн Салиха аль-Усеймина ", стр. 58-59). 
Также шейх часто повторял на уроках аят: "и знайте, что вы встретитесь с Ним". (сура "аль-Бакара", аят 223), говоря: "Клянусь Аллахом, если бы наши сердца были живы, то запечатлелись бы эти Слова в наших душах".


Шейх также развивал в них навыки призыва людей к Исламу *.

Каждый четверг после закатной молитвы и до начала урока один из студентов должен был выступить перед остальными студентами с какой-нибудь проповедью, призывающей людей к выполнению норм Ислама, тема которой определялась заранее. После этого шейх и студенты давали комментарий по выступлению и делали необходимые замечания. Такие выступления были очень полезны для студентов, поскольку они готовили их к будущей проповеднической деятельности, прививали навыки ораторской речи, придавали уверенность в силах и т.д.


Шейх Ибн аль-Усеймин не ограничивался преподаванием лишь в родном городе. Везде, куда он приезжал, шейх читал людям лекции на различные темы. С 1402 года хиджры (1982 г.) он стал давать уроки в Заповедной Мечети Мекки и Мечети Пророка в Медине в сезон хаджа, во время месяца рамадан и в течение летних студенческих каникул. Это происходило ежегодно вплоть до кончины шейха.

Таким образом, шейх Ибн аль-Усеймин занимался преподавательской деятельностью полвека (1371-1421 гг. хиджры/1951-2001).Научное наследие шейха
Всевышний Аллах наделил шейха Ибн аль-Усеймина великим даром понимания аятов Корана и хадисов, благодаря которому он умел приводить неопровержимые доводы по религиозным вопросам и извлекать шариатские законоположения из первоисточников. Его научные труды и методика исламского призыва полностью опирались на принцип следования по пути праведных предшественников из первых поколений мусульман. 
Знания шейха в области вероубеждения, тафсира, хадисов, фикха, грамматики арабского языка и риторики по праву привлекли внимание и принесли огромную пользу мусульманам в различных уголках мира, чьи сердца были едины и солидарны в своей любви к шейху, признании его достоинств и высокого места, которое он занимал на научном поприще.
Научное наследие шейха Ибн аль-Усеймина состоит в основном из аудиолекций, которые переводят в книжный формат его ученики и верующие, требующие шариатское знание. Лекции шейха стали записываться не сразу. Когда шейх начал преподавательскую деятельность, его уроки не записывались. 
Во-первых, в Унейзе тогда еще не было звукозаписывающих магнитофонов, а, во-вторых, иногда люди вообще не приходили на урок, либо шейха ждали один-два студента *.Поначалу обучение шло традиционным способом: ученики усаживались в кружок рядом с шейхом и конспектировали его слова в тетради. 
Первые попытки записывать лекции были сделаны после 1390 года хиджры (1970 г.). Однако поначалу шейх запрещал это делать, опасаясь, что вместо конспектирования уроков и заучивания их наизусть, ученики будут полагаться на аудиозаписи. Спустя десять лет шейх постепенно начал снимать запрет, однако не полностью: после аудиозаписи урока ученик мог внести в свой конспект необходимые дополнения, однако затем он должен был стереть запись. Наконец, полностью запрет был снят лишь в 1405-06 гг. хиджры (1984-85 гг.), когда количество учеников возросло, и возникла острая необходимость в аудиолекциях. Некоторые студенты открыли звукозаписывающие студии для переписывания на кассеты лекций шейха. 
Из перечня доступных аудиоуроков самый ранний датируется 1402 годом хиджры (1982 г.) – "Булуг аль-Марам", "Глава об очищении", 14 кассет. С течением времени стали записываться все уроки шейха и его комментарии к известным трудам, при чем некоторые из лекций длились годами. 
В этой связи самым объемным считается цикл лекций под названием "Шарх аль-Мумти" к книге "Заад аль-Мустакни", который длился 15 лет (1404-1419 гг. хиджры/1984-1999 гг.). После смерти шейха эти лекции были изданы в книжном формате, который насчитывает 15 томов.

Ниже приводится перечень самых многочисленных аудиолекций шейха по разделам:
Вероубеждение: комментарии к поэмам "Нуния" Ибн аль-Каййима и "ад-Дуррат аль-мудыйя" ас-Саффарини. Комментарии к книгам "Китаб ат-таухид"ат-Тамими, "Иктида сырат аль-мустакым" Ибн Таймийи, "аль-Акыда аль-Уасития" Ибн Таймийи, "аль-Акыда ат-Тадмурия" Ибн Таймийи и др.
Коранические науки: тафсир некоторых сур Корана (от "аль-Фатихи" до "аль-Анам", а затем от "аль-Кахф" и далее). Цикл лекций "Мин ахкам аль-Куран аль-Карим". Комментарии к трудам о науке толкования Корана: "аль-Кауаид аль-Хисан фи тафсир аль-Куран" Абдуррахмана ас-Саади, "Мукаддима ат-Тафсир" Ибн Таймийи, "Усуль фи тафсир" (составил сам Ибн аль-Усеймин).
Хадисоведение: комментарии к сборникам "Сахих" аль-Бухари и Муслима (главы по вероубеждению, столпам Ислама и некоторым бытовым вопросам), "Рияд ас-салихин" ан-Науауи, "аль-Арбаин ан-Науауийя" ан-Науауи и др. Комментарии к трудам по терминологии хадисов: "Нухбат аль-фикр" Ибн Хаджара и поэме "аль-Байкуния" аль-Байкуни.
Основы фикха: комментарии к трудам "Мухтасар ат-Тахрир" аль-Футухи, "аль-Кауаид" Ибн Раджаба, поэме "аль-Уаракат" аль-Джууейни, "аль-Кауаид уа аль-Усуль" Абдуррахмана ас-Саади, "Кауаид аль-Усуль уа Макасид аль-Фусуль" Сафиуддина аль-Каты’и, а также к поэме "аль-Бурхания" Мухаммада аль-Бурхани (наследственное право). Кроме того, шейх сам написал поэму по основам фикха "Манзума усуль аль-фикх" (103 стиха) и сделал к ней комментарий, а также составил труд "аль-Усуль мин ильм аль-Усуль", снабдив его подробным разъяснением, и ответил на вопросы, касающиеся вероубеждения, оформленные затем в книгу "Фикх аль-ибадат" .
Фикх: комментарии к книгам "Заад аль-Мустакни" Мусы аль-Хаджауи, "Умдат аль-Ахкам" Абдулгани аль-Макдиси, "аль-Кяфи фи фикх аль-имам Ахмад" Ибн Кудамы аль-Макдиси, "Найль аль-Аутар" аш-Шаукани, "Булуг аль-Марам" Ибн Хаджара. 
Грамматика арабского языка: комментарии к книгам “аль-Аджуррумия” Ибн Аджуррума, “аль-Альфия” Ибн Малика, "ад-Дурра аль-ятимийя" Саида аль-Хадрами и "аль-Баляга" *.Некоторые добродетели и личные качества шейха
Шейх Ибн аль-Усеймин был образцом праведности и живым примером благочестия для остальных мусульман. Его знания находили выражение не только в лекциях и занятиях с многочисленной аудиторией, но также и в его скромности *.

Радиоведущий Абдулкарим аль-Микрин рассказывает: "Как известно многим мусульманам, шейх не любил привлекать к себе внимание, а также всякие высокие титулы и должности. Шейх был членом Совета крупных ученых Саудовской Аравии, однако он попросил меня не упоминать об этом во вступлении к программе "Нурун ‘аля ад-дарб". Он сказал, что достаточно представить его как имам-хатыб соборной мечети аль-Кабир г. Унейза и преподаватель факультетов Шариата и основ религии в провинции Эль-Касим. Я так и представлял шейха радиослушателям до самой его смерти. Когда многие спрашивают меня, почему я не упоминал в своих программах, что шейх являлся членом Совета крупных ученых, я всегда отвечаю, что такова была его личная просьба". ("Четырнадцать лет с его превосходительством великим ученым, шейхом Мухаммадом ибн Салихом аль-Усеймином ", стр. 34).


Знания шейха находили выражение также и в его кротости *.

Показательный случай произошел однажды в мечети. После предвечерней молитвы к шейху подошел какой-то бедуин и стал просить у него деньги, жалуясь на бедность. Шейх вытащил из кармана деньги, которые у него были с собой, и отдал их бедуину. Однако сумма оказалась небольшой, и это взбесило бедуина. Он стал возмущаться прямо перед молящимися и швырнул деньги в лицо шейху. Однако в ответ шейх лишь улыбнулся и вознес за бедуина мольбу, сказав: "Да исправит тебя Аллах!" ("Общее жизнеописание великого ученого Мухаммада ибн Салиха аль-Усеймина ", стр. 16).


Знания шейха находили выражение также и в его богобоязненности * и благонравии.

Мухаммад ибн Абдулджаууад ас-Сауи рассказывает: "Одна из благотворительных организаций Джидды как-то пригласила шейха на заседание, которое затянулось до часу ночи. Поскольку шейх не привык столь долго бодрствовать, было заметно, что он очень сильно утомлен и хочет спать. Когда, наконец, мы вернулись в дом, где остановились на ночлег, то буквально свалились с ног от усталости и тотчас заснули. Посреди ночи, где-то полчетвертого утра, я проснулся и услышал, что шейх читает Коран, совершая добровольную ночную молитву. И это в то время, когда он столь сильно нуждался во сне!". ("Лучезарные страницы из жизни имама Мухаммада ибн Салиха аль-Усеймина", стр. 73).


Шейх отличался честностью *.

Шейх Ибн аль-Усеймин с ранних лет отличался патологической честностью. Когда ему было необходимо по работе заправить свою ручку из чернильницы университетской библиотеки, он делал это. Однако, закончив работу, он выливал остатки чернил из своей ручки обратно в чернильницу, поскольку чернила были собственностью Университета. ("Общее жизнеописание великого ученого Мухаммада ибн Салиха аль-Усеймина ", стр. 25).


Также шейх отличался аскетизмом *.

Шейх Ибн аль-Усеймин проявлял полное равнодушие к мирским благам. Сын шейха Абдуллах рассказывает: "Принц Абдуллах ибн Абдулазиз Аль Сауд, в ту пору губернатор провинции Эль-Касим, отправил шейху в качестве подарка новый американский автомобиль. Когда шейх пришел домой, он увидел перед домом машину, и ему сообщили о причине ее появления. Автомобиль так и простоял нетронутым пять дней, после чего шейх сказал своему сыну Абдуллаху: "Верни машину правителю, поблагодари его за этот жест и сообщи ему, что она мне не нужна". В результате автомобиль вернули принцу, а шейх так и остался со своей старой и дешевой машиной до самой смерти, не придавая этому никакого значения". ("Общее жизнеописание великого ученого Мухаммада ибн Салиха аль-Усеймина ", стр. 23). Короли Саудовской Аравии Халед и Фахд неоднократно посещали дом шейха Ибн аль-Усеймина. Таков был обычай правителей, которые хотели выразить глубокое почтение к ученому. Когда король Халед увидел, в каком скромном жилище живет шейх, монарх тут же предложил выстроить для него новый дом. Шейх Ибн аль-Усеймин поблагодарил правителя, сказав: "Я уже строю себе дом в районе ас-Салихия (название одного из районов в Унейзе -прим. Д.Х.). Помощь же нужна мечети и уакуфному фонду". Когда король ушел, некоторые из присутствовавших на встрече воскликнули: "Шейх, а мы и не знали, что ты строишь дом в ас-Салихии!". В ответ Ибн аль-Усеймин сказал: "А разве в ас-Салихии не находится кладбище?!". ("Драгоценные жемчужины из биографии факиха уммы и великого ученого ибн аль-Усеймина", стр. 218).


Также шейх отличался неприхотливостью в быту *.

Приводится много примеров о непритязательности шейха в быту. Например, сообщается, что "он не спал на кровати или мягком матрасе. Вместо этого он предпочитал спать на полу или на циновке, следы от которой оставались на его боку". Также один из его студентов рассказывает: "Однажды во время хаджа я навестил шейха в месте его проживания в Мекке. Когда я пришел, то увидел в его руке иголку, которой он заштопывал свою одежду". ("Ибн аль-Усеймин аль-имам аз-захид" ("Ибн аль-Усеймин - имам, равнодушный к мирскому"), стр. 163).


Также шейх отличался строгим отношением к поиску знаний и их передаче *.

Например, если шейх в чем-то допускал ошибку, он не стеснялся тут же ее исправить. В частности, передается такой случай. Однажды во время пятничной проповеди шейх упомянул о достоинстве прочтения суры "аль-Фатиха" перед сном и призвал присутствовавших делать это. После хутбы один из требующих знание студентов подошел к шейху и сказал: "О шейх, возможно, вы имели в виду достоинство прочтения аята "аль-Курси" перед сном?". Тут шейх понял, что оговорился и поспешил исправить допущенную ненароком ошибку до того, как люди разойдутся. Он тут же поднялся на минбар и во всеуслышание заявил, что во время проповеди он ошибся и правильным будет чтение аята "аль-Курси" перед сном. ("Общее жизнеописание великого ученого Мухаммада ибн Салиха аль-Усеймина ", стр. 43).Болезнь и смерть шейха
В 1420 году хиджры (1999 г.) шейх почувствовал недомогание, однако он не придал этому значения. После завершения учебного года он отправился в Эр-Рияд, чтобы навестить некоторых родственников. Там шейх посетовал на ухудшение зрения, и сын отвез его в больницу к офтальмологу. 
Врач посоветовал пройти комплексное обследование, чтобы выяснить причину ухудшения зрения. Он согласился, и в тот же день было проведено обследование, в результате которого был вынесен смертельный диагноз - рак *. 

Шейху не нравилось, когда рак называли "плохой болезнью". Он говорил, что лучше называть этот недуг "серьезной болезнью". ("Общее жизнеописание великого ученого Мухаммада ибн Салиха аль-Усеймина ", стр. 177).


Для повторного обследования его направили в онкологическую больницу, где врачи подтвердили диагноз и сообщили об этом шейху. Он воспринял эту новость спокойно, проявив терпение и надеясь на награду Аллаха. 
Врачи разошлись во мнениях относительно методов лечения: одни предлагали провести курс химиотерапии, а другие - лучевую терапию. Между тем, весть о смертельной болезни дошла до правителей Королевства, и они стали настаивать, чтобы шейх отправился для лечения в США, однако он отказался. Тогда шейха стали уговаривать члены его семьи. В конце концов шейх согласился, тем более, что саудовские врачи не могли определиться с методом лечения. 
За полгода до кончины шейха специальный самолет, выделенный королевской семьей, доставил его в Бостон (США), где он пробыл десять дней. Это была его единственная поездка за пределы Саудовской Аравии. Несмотря на свое тяжелое состояние шейх продолжал следовать по пути распространения религиозных знаний. В самолете и в гостинице он редактировал готовившийся к изданию комментарий "Шарх аль-Мумти" к труду "Заад аль-Мустакни". 
По прибытии в Бостон он сразу попросил отвезти его в местный Исламский Центр, чтобы узнать о жизни мусульман, а уже затем в клинику. 
Новость о приезде шейха в США моментально распространилась среди мусульман: тысячи людей съехались в город со всей Северной Америки, так что в гостиницах не осталось свободных номеров. Шейх провел пятничную молитву, выступил с проповедью и несколькими лекциями, ответил на вопросы мусульман*. 

Даже находясь в США, шейх не упустил возможность не только открыто, но и скрытно помочь верующим. Доктор Абдуллах аль-Муса, в частности, вспоминает такой случай: "Когда я пришел навестить шейха и остался с ним наедине, он протянул мне большую пачку денег и сказал: "О Абдуллах! Возьми эти деньги! Это мои сбережения. Купи на них экземпляры Корана и раздай их среди мусульман, которые сидят в американских тюрьмах! И не откладывай это дело! Да, и еще: заклинаю тебя Аллахом, никому об этом не рассказывай, пусть это останется между нами!". Об этом случае докторАбдуллах рассказал только после смерти шейха. ("Общее жизнеописание великого ученого Мухаммада ибн Салиха аль-Усеймина ", стр. 141).


Американские врачи подтвердили диагноз саудовских медиков и констатировали, что болезнь стала распространяться по всему телу. Врачи сошлись во мнениях о методе лечения, и по настоянию шейха было принято решение пройти курс химиотерапии в Эр-Рияде *.

Поначалу шейх отказался от проведения химиотерапии, узнав, что из-за этого могут выпасть волосы на бороде. Он согласился на химиотерапию лишь после того, когда врачи объяснили ему необходимость этого метода лечения. ("Общее жизнеописание великого ученого Мухаммада ибн Салиха аль-Усеймина ", стр. 174-175).


Когда самолет прилетел из США, шейх прямо из аэропорта направился на заседание Совета крупных ученых Саудовской Аравии, который проходил в Таифе *. 

Шейх Тауфик ас-Саиг рассказывает: "Не успел шейх вернуться после 14-часового перелета из США, куда он отправился на лечение, как он тут же позвонил мне и сказал: "Если можешь, сообщи людям по интернету, что мы прибыли в Таиф и дай им номер нашего телефона здесь! Людей нельзя лишать возможности задавать вопросы и просить фетвы". Шейх Бадар ибн Надир аль-Машари вспоминает: "Когда он вернулся из Америки, его спросили о состоянии здоровья. В ответ шейх сказал: "Знай, что как болезнь, так и здоровье не наступают раньше или позже положенного срока. Воистину, мой и твой срок был записан Аллахом еще до сотворения небес и земли. Так верь в это! Я в это полностью уверовал!". ("Лучезарные страницы из жизни имама Мухаммада ибн Салиха аль-Усеймина", стр. 75, 111).


Затем шейха доставили в онкологическую больницу Эр-Рияда, где он прошел 45-дневный курс лечения. Сеанс терапии начинался в субботу и заканчивался в среду вечером, после чего шейх возвращался в Унейзу, чтобы справиться о делах мечети, провести пятничную молитву, решить проблемы учеников и людей, а затем возвращался в Эр-Рияд, и сеанс терапии возобновлялся. 
Несмотря на то, что после возвращения из Америки шейх перестал давать уроки, он продолжал свою просветительскую деятельность. В больничную палату провели две телефонных линии, и шейх отвечал на вопросы людей. Кроме того, он попросил медперсонал пускать к нему всех посетителей, и ежедневно его навещало более тысячи человек. Врачи стали опасаться, что это может ухудшить состояние шейха, и разрешили посещать его только в течение часа после ночной молитвы (иша).
Наступил священный месяц Рамадан. 
Находясь в больнице, шейх настоял на том, чтобы врачи отпустили его в Заповедную Мечеть Мекки, где на протяжении последних восемнадцати лет он вел уроки и наставлял паломников в месяц поста. Врачи дали согласие, и для шейха в Заповедной Мечети Мекки приготовили специальную комнату, которая была похожа на больничную палату. Кроме того, шейха сопровождала специальная бригада врачей, которая круглосуточно наблюдали за состоянием его здоровья. Лежа на больничной постели, шейх Ибн аль-Усеймин вел уроки через микрофон: люди слышали его голос, но не видели самого шейха *. 

Шейх Мухаммад Раби Сулейман рассказывает: "В один из дней произошел запоминающийся случай. Специалисты, наблюдавшие за состоянием здоровья шейха, в тот вечер настоятельно рекомендовали ему отдохнуть и отменить урок после ночной молитвы тарауих. Кроме того, врачи должны были сделать ему переливание крови и другие медицинские процедуры. В ответ шейх сказал: "Делайте то, что необходимо, а я буду вести урок". И тогда прямо во время урока, врачи ввели шейху иглу для переливания крови, измеряли его температуру, определяли частоту пульса и проводили другие медицинские процедуры". ("Лучезарные страницы из жизни имама Мухаммада ибн Салиха аль-Усеймина", стр. 24). В течение Рамадана состояние здоровья шейха ухудшалось с каждым днем. Врачи до минимума ограничили число посетителей, но шейх продолжал давать уроки. Критический момент наступил вечером 29 рамадана. По решению врачей шейха доставили в отделение реанимации в Джидде, где он провел пять часов. Ближе к ночи он почувствовал себя лучше, и несмотря на протесты медперсонала шейх настоял на том, чтобы его доставили обратно в Мекку для проведения урока, сказав: "Студенты и люди ждут нас в Заповедной Мечети, поэтому нельзя их бросать". На машине скорой помощи шейха доставили в Мекку: он лежал на носилках и дышал через кислородную маску. Прибыв в мечеть, он совершил закатный и ночной намазы, а затем молитву-тарауих. После этого он попросил микрофон и, дыша через кислородную маску, стал проводить урок, завершив его словами: "Возможно, я больше не встречусь с вами в следующем году!", - после чего тысячи людей в Заповедной Мечети заплакали, ибо все они слышали, насколько ослабевшим был голос шейха. Закончив урок, шейх сказал находившемуся рядом сыну: "Вот видишь! А если бы мы сидели в больнице Джидды, то упустили бы награду от Аллаха!". ("Общее жизнеописание великого ученого Мухаммада ибн Салиха аль-Усеймина ", стр. 176, 177).


1 шаууаля 1421 года хиджры (28 декабря 2000 г.) шейх совершил праздничную молитву в Заповедной Мечети. После полуденного намаза в тот же день его доставили в больницу Джидды, так как, предчувствуя скорую смерть, он желал находиться неподалеку от Мекки. В больнице он постоянно читал Коран, обращался с мольбами к Аллаху и произносил слова поминания Аллаха *.

Один из лечащих врачей шейха Уалид ас-Салих вспоминает: "Всякий раз заходя к шейху, я заставал его молящимся на больничной койке. Он не прекращал поминать Аллаха, и несмотря на тяжелую болезнь на нем не было заметно следов тревоги". ("Общее жизнеописание великого ученого Мухаммада ибн Салиха аль-Усеймина ", стр. 176).


Незадолго до наступления клинической смерти он повторял аяты: 

"О человек! Ты стремишься к своему Господу и встретишься с Ним! 
Тот, кому его книга будет вручена в его правую руку, получит легкий расчет" 
Сура "аль-Иншикак", 84:6-8
В среду днем 15 шаууаля 1421 года хиджры (10 января 2001 г.) шейх впал в кому *.

Сын шейха Ибрахим вспоминает, что даже находясь в коме, его отец произносил слова, из которых, будь они записаны, можно было составить целый урок, настолько шейх был привязан к шариатским знаниям. ("Общее жизнеописание великого ученого Мухаммада ибн Салиха аль-Усеймина ", стр. 177).


Через несколько часов, не приходя в сознание, шейх аль-Усеймин скончался. 
Прискорбную весть о кончине шейха Мухаммда ибн Салиха аль-Усеймина вечером того же дня сообщили все СМИ Саудовской Аравии, объявив также, что погребальная молитва состоится на следующей день в Заповедной Мечети после предвечернего намаза. 
Повсеместно люди стали выражать друг другу соболезнования: на рынках, в мечетях, в местах собраний, на улице. 
Все верующие почувствовали скорбь и восприняли это горе как собственное. Хранитель Двух Святынь, король Фахд ибн Абдулазиз, стал получать отовсюду тысячи телеграмм с соболезнованиями в связи с огромной утратой, которую понесла вся мусульманская умма. 
Тело шейха на скорой помощи в сопровождении пяти сыновей, двух братьев и доктора доставили в Мекку. 
16 шаууаля 1421 года хиджры (11 января 2001 г.) после предвечерней молитвы свыше пятисот тысяч мусульман совершили по нему погребальный намаз в Заповедной Мечети. По словам очевидцев на похороны шейха собралось так много людей, словно это был сезон хаджа. Помимо полицейских для соблюдения общественного порядка было привлечено свыше полутора тысяч солдат. Через мегафоны людей постоянно призывали соблюдать спокойствие. После погребальной молитвы сотни тысяч людей пошли на кладбище аль-Адаль в Досточтимой Мекке *. 

Сын имама Ахмада ибн Ханбаля, да будет милостив к нему Аллах, передал: «Я слышал, как мой отец говорил: “Скажите сторонникам религиозных нововведений: "Разница между нами (приверженцами Сунны) и вами (сторонниками религиозных нововведений) – в прохождении похоронной процессии». (“аль-Бидайя уа ан-Нихайя” Ибн Касира, том 10, стр. 342). Т.е. разница между приверженцами Сунны и сторонниками религиозных нововведений - количество людей, принимающих участие в похоронах.


Из-за огромной давки, образовавшейся на площади перед Заповедной Мечетью, движение застопорилось: тогда люди стали передавать друг другу погребальные носилки с телом шейха Ибн аль-Усеймина и пронесли их на руках все семь километров вплоть до места погребения, где он был похоронен рядом со своим учителем - шейхом Ибн Базом. 
Смерть шейха Ибн аль-Усеймина стала третьей по счету брешью *, которая образовалась в исламском мире в 1420-21 гг. хиджры (1999-2001 гг.). 

Аль-Хасан аль-Басри сказал: "Смерть ученого пробивает в Исламе брешь, которую ничто не заткнет, пока ночь сменяет день". ("Джами байан аль-ильм уа фадлуху", Ибн Абдулбарр, 1/595).


Сначала в четверг утром 27 числа месяца мухаррам 1420 года хиджры (13 мая 1999 г.) умер шейх Абдулазиз ибн Баз. 
Затем в субботу вечером 22 числа месяца джумада аль-ахира 1420 года хиджры (2 октября 1999 г.) скончался шейх Мухаммад Насируддин аль-Албани. 
А потом в среду 15 шаууаля 1421 года хиджры (10 января 2001 г.) от нас ушел шейх Мухаммад ибн аль-Усеймин. 

Да будет милостив к ним и ко всем мусульманам Аллах

Категория: Биография Ученных | Добавил: Sunnit (12.03.2016)
Просмотров: 1528 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar



Меню сайта



Вход на сайт



Поиск



Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 79



Мини-чат

500



Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0